Карта территориальных органов Ространснадзора

Главная / Деятельность / Надзор в сфере обеспечения авиационной…

Надзор в сфере обеспечения авиационной безопасности

В 70-е годы прошлого столетия угрозы захватов и угонов воздушных судов из СССР за границу стали активно будоражить мировую общественность. Руководство страны потребовало от своих режимно-охранных органов пресечения актов незаконного вмешательства (АНВ) в деятельность гражданской авиации (ГА), которые все чаще заканчивались тяжелыми последствиями.

12 июля 1973 года по распоряжению Совмина СССР № 1414-рс в Министерстве гражданской авиации СССР было создано Управление режима, предназначенное для комплексного решения задач по своевременному предупреждению и пресечению возможных попыток угона воздушных судов за границу, совершения других преступных актов против гражданской авиации.

На этом этапе режимного обеспечения безопасности ГА были созданы первые нормативные документы по досмотру пассажиров, а также по предотвращению захватов и угонов воздушных судов за границу. Были усилены меры по охране авиационной техники и особо важных объектов ГА, а также по сохранению государственной и служебной тайны, положено начало созданию отечественной промышленностью технических средств досмотра и их внедрения в эксплуатацию в аэропортах. В 1978 году появились первые образцы отечественных стационарных металлоискателей, а в 1980 — первые рентгено-телевизионные интроскопы.

В 1988 году Правительство СССР дало поручение Министерству ГА СССР реорганизовать систему защиты деятельности ГА от АНВ. В Министерстве ГА Управление режима было переименовано в Управление авиационной безопасности (АБ). Юридическая ответственность за допущенные угоны самолетов и совершенные акты незаконного вмешательства была возложена на гражданскую авиацию. По поручению Совмина СССР Министерству ГА было предложено разработать Государственную Программу защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

В 1991 году в связи с ликвидацией Министерства ГА СССР во вновь образуемом Министерстве транспорта РФ был создан Департамент воздушного транспорта, в составе которого имелся Отдел АБ.

В 1991-1993 годы в связи с проходящими реформами нормативная база по авиационной безопасности устаревала на глазах. Практической опорой оставались только документы ИКАО. В этот период приоритетным являлось нормативно-правовое обеспечение, создание полного пакета необходимых документов, регламентирующих деятельность в области АБ.

В аэропортах ГА в 1994-1997 годы были проведены организационно-технические мероприятия — созданы службы авиационной безопасности.

В марте 1997 года был принят Воздушном кодексе РФ, в котором впервые появилась глава «Авиационная безопасность», раскрывающая вопросы деятельности служб АБ. В 2007 году принят Федеральный закон «О транспортной безопасности», который ставит задачи и регламентирует деятельность по защите от АНВ инфраструктуры и транспортных средств всего транспортного комплекса России.

В связи с чередой структурных реформ 1997-2004 годов и наращиванием задач Департамент воздушного транспорта Минтранса России преобразовался в Управление транспортной безопасности Ространснадзора, в структуру которого вошел отдел надзора за обеспечением авиационной безопасности, на который совместно с отделами АБ территориальных органов Ространснадзора была возложена функция по государственному контролю и надзору за полнотой соблюдения законодательства в области авиационной и транспортной безопасности, защиты транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства и угроз совершения террористических актов.

В настоящее время функции отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности Управления транспортной безопасности Ространснадзора входит осуществление надзорных (контрольных) функций в сфере авиационной безопасности и транспортной безопасности на воздушном транспорте.

Круг поднадзорных субъектов в указанных областях достаточно обширен. К ним относятся аэропорты, эксплуатанты коммерческой гражданской авиации, эксплуатанты авиации общего назначения, а также все юридические и физические лица которые связаны с обеспечением авиационной и транспортной безопасности на воздушном транспорте.

При осуществлении надзорных функций Отдел осуществляет плановые и внеплановые проверки поднадзорных субъектов, применяет меры административного воздействия в случае выявления нарушений и выдает обязательные для исполнения предписания, осуществляет постоянный мониторинг выполнения субъектами требований законодательства в установленной сфере деятельности.

В своей деятельности Отдел тесно взаимодействует с подразделениями Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и других органов исполнительной власти.

Необходимо отметить, что помимо непосредственной надзорной деятельности Отдел участвует во взаимодействии с Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), Администрацией транспортной безопасности США Министерства внутренней безопасности и иными международными организациями.

За время существования Отдела был подготовлен ни один  десяток высоко профессиональных специалистов, которые внесли весомый вклад в обеспечение авиационной безопасности и транспортной безопасности на воздушном транспорте.

 

Дата последнего изменения 28.07.2015 11:31