Карта территориальных органов Ространснадзора

Главная / Пресс-служба / Новости / Информация о надзорной и контрольной деятельности…

Информация о надзорной и контрольной деятельности в области обеспечения авиационной безопасности в 2007 году

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет контроль авиационной безопасности в аэропортах и авиапредприятиях ГА через территориальные органы и инспекторов в аэропортах. Инспекторские проверки проводятся, как правило, комиссиями, состоящими из сотрудников Ространснадзора и его территориальных органов совместно с представителями ФСБ России, МВД России и прокуроров по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте субъектов Российской Федерации.

За период 2007 года сертифицировано 194 организации, обеспечивающих авиационную безопасность аэропортов, авиапредприятий и эксплуатантов, в том числе 60 подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел и 27 подразделений ведомственной охраны Минтранса России.

В соответствии со ст. 9 Воздушного кодекса Российской Федерации и п.п.  98 ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 г № 128 -ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по обеспечению авиационной безопасности подлежит лицензированию. В постановлении Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 г. № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта возложена функция по лицензированию указанной деятельности.

Порядок осуществления процедуры лицензирования и конкретные лицензионные требования и условия установлены в Положении о лицензировании деятельности по обеспечению авиационной безопасности, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 г. № 784.

Функцию по осуществлению процедуры лицензирования деятельности по обеспечению авиационной безопасности в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта осуществляет Управление транспортной безопасности.

Регулярно проводятся внезапные (без предварительного уведомления) проверки антитеррористической защищенности объектов ГА, проверки готовности сил и средств аэропортов и авиакомпаний, задействованных по планам операции «Набат» к пресечению актов незаконного вмешательства (АНВ) в деятельность ГА, а также проверки функционирования систем оповещения и взаимодействия с соответствующими подразделениями министерств и ведомств.

Оперативные группы Службы осуществляют контроль эффективности проведения досмотровых процедур, пропускного и внутреобъектового режимов в аэропортах. Осуществляется переход к контролю качества и эффективности мер обеспечения авиационной безопасности аэропортов.

За истекший период 2007 года Ространснадзором и его территориальными органами проведено 762 целевых проверки авиационной безопасности в авиапредприятиях гражданской авиации.

По результатам проверок оформляются акты и предписания руководителям предприятий и их вышестоящим организациям на принятии мер к устранению выявленных недостатков. Копии предписаний по серьезным нарушениям нормативных правовых актов направляются в транспортную прокуратуру.

Территориальные органы Ространснадзора (Управления Госавианадзора — УГАН) осуществляют постоянный контроль за ходом устранения нарушений и совершенствования системы авиационной безопасности в авиапредприятиях.

Ространснадзор осуществляет контроль эксплуатируемого оборудования на предмет его сертификации в установленном порядке. При этом выбор типа оборудования проводится администрациями аэропортов гражданской авиации, как правило, по приоритетам технической и экономической эффективности, надежности, пропускной способности, удобства и безопасности для пассажиров и операторов, а также в рамках обеспечения принятых в аэропорту технологий организации досмотра.

Ространснадзор продолжает активно сотрудничать с авиационными властями иностранных государств.

Были проведены рабочие встречи с представителямиTransport Security Administration (TSA), Государственной транспортной Комиссии по безопасности полетов (NTSB), Ассоциации владельцев воздушных судов и пилотов (AOPA), Федеральной авиационной администрации (FAA) на федеральном, региональном и местном уровнях. В ходе встреч было уделено особое внимание вопросам обеспечения авиационной безопасности авиации общего назначения.

В соответствии с протокольным соглашением от 01.12.04 между Ространснадзором и Управлением транспортной безопасности Министерства внутренней безопасности США введена в действие международная практика проведения совместных инспекционных проверок обеспечения мер авиационной безопасности с участием государственных инспекторов обеих стран.

В ходе работы российско-американской подгруппы по авиационной безопасности, созданной для обсуждения вопросов обеспечения авиационной безопасности и сотрудничества в этой области, между Ространснадзором и Управлением транспортной безопасности Министерства внутренней безопасности США в рамках протокольного соглашения от 01.12.04 между Ространснадзором и Управлением транспортной безопасности Министерства внутренней безопасности США в период с 24 по 25 октября 2007 года была проведена совместная конференция (при участии: МАК, Ространснадзора, УТБ МВБ США, Федеральной авиационной Администрации США — FAA, ИКАО) по вопросу «Систематизация оформления разрешения эксплуатантам, планирующим полеты в США».

В целях осуществления мониторинга за состоянием авиационной безопасности, в составе Управления транспортной безопасности функционирует отдел дежурно-диспетчерского обеспечения (ДДС) с функциями центра управления в кризисных ситуациях. ДДС обеспечивает круглосуточный мониторинг транспортной безопасности, своевременное принятие незамедлительных мер в случае чрезвычайных ситуаций при возникновении происшествий в транспортном комплексе, выполняет функции координационного центра авиационной безопасности Российской Федерации в рамках ИКАО, информационное обеспечение ответственного дежурного Минтранса России, оперативного штаба Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, сбор, обработку, обмен и предоставление оперативной информации о чрезвычайных ситуациях и происшествиях на воздушном транспорте.

Существующая в настоящее время штатная численность ДДС позволяет обеспечивать круглосуточное дежурство.

Для обеспечения работы ДДС используются специальные программно-аппаратные комплексы.

Системы мониторинга, установленные в ДДС, способны осуществлять контроль за состоянием и передвижением воздушных судов, перевозящих важные и опасные грузы, при условии их оборудования соответствующей аппаратурой.

В режиме происшествия или чрезвычайной ситуации оперативным дежурным выполняются требования приказа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 18.01.05 № АН-14фс «О порядке оповещения должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о происшествиях и чрезвычайных ситуациях в транспортном комплексе». Оперативный дежурный ДДС докладывает обстановку руководству Федеральной службы и другим должностным лицам согласно схеме оповещения и, при необходимости, объявляет сбор Оперативного штаба по чрезвычайным ситуациям (ЧС).

В Федеральной службе по надзору в сфере транспорта продолжаются работы по дооснащению ДДС необходимым оборудованием, совершенствованию и наращиванию его возможностей, вводятся новые и обновляются имеющиеся данные по всем видам транспорта и взаимодействующим службам. Имеется передвижной (автомобильный) пункт наблюдения и контроля, оснащенный аппаратурой космической связи с ДДС и передачи видеоинформации.

Проводится организационная работа по созданию и оснащению аналогичных ДДС во всех территориальных органах Ространснадзора.

Не меньшее значение для решения задач расследования причин чрезвычайных ситуаций имеет оперативность получения информации (в т.ч.  фото и видеоматериалов) непосредственно с места происшествия. С этой целью требуется оснащение территориальных органов Ространснадзора комплектами, состоящими из 1 стационарного и 1 портативного комплекта спутниковой связи.

Такими системами мониторинга должны быть оборудованы аварийно-спасательные службы гражданской авиации и гражданские воздушные суда, перевозящие пассажиров.

Необходимо ввести обязательное требование об оборудовании эксплуатируемых воздушных судов, предназначенных для перевозки пассажиров, телевизионными системами наблюдения за обстановкой в пассажирских салонах и кабине летного экипажа и оборудованием (аппаратурой) для передачи этой видеоинформации в реальном масштабе времени по каналу космической связи на наземные центры (ДДС Ространснадзора и в Ситуационный центр ФСБ России).

Дата последнего изменения 12.02.2008 0:00